Электронные версии правовых публикаций.
Правила безопасности граждан на железнодорожном транспорте.
Прокуратура города Тольятти разъясняет:
Как не стать жертвой интернет мошенничества
Что нужно знать при нахождение с ребенком в больнице
Жестокое обращение с животными - наказуемо.
Какова наркологическая помощь больным наркоманией. Прокуратура Челно-Вершинского района
Каковы правовые последствия употребления наркотических средств. Прокуратура города Чапаевкса
Куда следует обращаться, если в подъезде дома оставляют наркозакладки.Прокуратура Борского района
Об ответственности за выращивание мака рокуратура Хворостянского района
Прокуратура Автозаводского района Запрет незаконного оборота наркосодержащих растений
Прокуратура г. Самары. Что грозит за торговлю одеждой с изображением марихуаны. (1)
Прокуратура г. Самары. Что грозит за торговлю одеждой с изображением марихуаны.
Прокуратура Шенталинского района. Ответственность за организацию притона
Разъяснения в сфере противодействия наркомания. Прокурор Камышлинского района
Самара. Как родителям обезопасить своих детей от необдуманного участия в распространении наркотиков
Что представляет собой наркологический учет. Прокуратура Кинель - Черкасского района
Какая ответственность предусмотрена за разглашение тайны усыновления (удочерения)?
«Моя дочь посещает занятия по прыжкам в воду в детской спортивной школе. В связи с распространением коронавирусной инфекции тренер сообщил, что необходимо предоставить медицинские документы для допуска к тренировкам. Но разве это обязательно? Никто из наших знакомых не болеет и у моей дочери нет никаких симптомов.»
Можно ли продавать безалкогольное пиво несовершеннолетним?
Существует ли в России закон о домашнем насилии?
Памятка о безопасной покупки лекарственных препаратов.
Уважаемые учащиеся и их родители, просим Вас ознакомиться с информацией, предоставленной прокуратурой Центрального района г. Тольятти: "О противодействии экстремизму в молодежной среде.
Рекомендации Генеральной прокуратуры РФ в сфере противодействия коррупции в целях повышения уровня правосознания граждан на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в разделе "Противодействие коррупции" по адресу www.genproc.gov.ru
Наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества и ответственность за их распространение и употребление
Сами по себе наркотики – это вещества, способные вызывать состояние радостного опьянения – эйфорию, а при систематическом применении – привыкание и жесткую зависимость. Наркотики бывают естественного происхождения (марихуана, гашиш, опиум, конопля) и синтетические, т.е. добытые химическим путем.
За незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность.
Статья 228 Уголовного кодекса РФ за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, предусматривает уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет.
Статьей 228.1 Уголовного кодекса РФ за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от четырех до двадцати лет.
Помимо уголовной, действующим законодательством также предусмотрена и административная ответственность.
Так, например, за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, предусмотрена административная ответственность по ст. 6.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Информация предоставлена помощником прокурора г. Тольятти,
юристом 2 класса, Д.В. Суховым.
Жестокое обращение с животными и ответственность за данные действия
Об ответственности родителей в сфере образования
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся в образовательных учреждениях обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Также они обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений (п. 2) и уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 3).
Согласно ч. 6 названной статьи за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Законом № 273-ФЗ и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Указанная ответственность находит свое отражение в ч. 1 ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), которой устанавливается, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних предусматривается административная ответственность до штрафа в размере 500 рублей.
Информация предоставлена помощником прокурора
Комсомольского района г. Тольятти
Саперским А.П.
Прокуратура Автозаводского района г.Тольятти разъясняет:
«Ответственность граждан за неисполнение воинской обязанности»
Законодательством России служба в армии признается конституционной обязанностью каждого мужчины (статья 59 Конституции Российской Федерации).
На военный учет по месту жительства становятся юноши, достигшие 17 лет. Согласно действующему законодательству все военнообязанные должны сообщать в военкомат актуальную информацию о себе, которая может повлиять на осуществление призыва.
За невыполнение требований законодательства, а именно неявку гражданина состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины;
- неявку в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
- а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа размере от 100 до 500 рублей (ст. 21.5 КоАП РФ).
Отдельно вынесен вопрос об уклонении от медицинского освидетельствования. На медицинское освидетельствование призывник вызываются повесткой. Если повестка была вручена, но призывник на медкомиссию не прибыл, тогда согласно ст. 21.6 КоАП РФ ему грозит штраф в том же размере — от 100 до 500 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданами, подлежащими призыву на военную службу, являются: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе);граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, означает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
- явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы;
-нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.
Граждане в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Необходимым условием уголовной ответственности за неявку в срок на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, является отсутствие уважительных причин.
К уважительным причинам в этих случаях при условии их документального подтверждения следует относить: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
Уголовная ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса РФ и составляет наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Информация предоставлена прокуратурой города Тольятти
«Административная ответственность несовершеннолетних»
Поведение человека в обществе регулируется различными нормами — прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом — одна из важных граней понятия «ответственность».
Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? Какие виды «детской» ответственности существуют и в чем они выражаются? О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня.
Сначала разберемся в терминах. К примеру, чем отличаются правонарушение и преступление, что тяжелее?
Правонарушение — прямое следствие бездуховности, бескультурья, стремления к легкой жизни, оно выражается в несоблюдении правовой нормы. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям.
Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения — преступление, то есть нарушение нормы уголовного права.
К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Основная обязанность любого, в том числе несовершеннолетнего гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.
Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административное правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Перечень административных правонарушений закреплен в особенной части Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).
Дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также в их отношении, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних (КДН).
Именно КДН принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.
Исключение составляют правонарушения, предусмотренные ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12 КоАП РФ, в области дорожного движения, которые могут рассматриваться другими органами.
КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя.
До рассмотрения дела со всеми материалами знакомятся несовершеннолетний, его родители или лица, их заменяющие, если это необходимо, также представители воспитательных учреждений. Комиссия рассматривает дело не позднее 15 дней со дня его поступления. Вина подростка в совершении конкретного административного проступка должна быть доказана с той же степенью обоснованности, что и вина взрослого.
Присутствие подростка на заседании комиссии обязательно. На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях, представители воспитательных, учебных заведений.
Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).
Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два - это предупреждение и административный штраф. Кодекс не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.
Так, штраф может назначаться как мера наказания, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка, штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, опекуны и попечители.
Закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).
На заседании члены комиссии оценивают все материалы дела и могут вынести решение о применении мер воздействия, которое оформляется постановлением. Постановление комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его вынесения в государственный орган исполнительной власти или в народный суд по месту жительства несовершеннолетнего.
В ст. 2.3 КоАП РФ установлена возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Положение о комиссии по делам несовершеннолетних даёт перечень этих мер: обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; вынести предупреждение; объявить выговор или строгий выговор; возложить на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб; передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц их заменяющих, или общественных воспитателей, а так же под наблюдение трудового коллектива или общественной организации.
Многие подростки считают, что до тех пор, пока им не исполнится 16 лет, никакого наказания не будет… Но это не значит, что их не направят в Центр временной изоляции для несовершеннолетних преступников. К тому же, подросток обязательно встанет на учет в полицию. При достижении призывного возраста направляется в военкомат сообщение о том, что подросток стоит на учете. Соответственно, там он тоже будет поставлен на специальный учет, и никогда не пойдет служить в элитные войска.
Составить протокол о правонарушении может и полиция. За совершение административного проступка могут задержать. Но срок задержания не может превышать трёх часов. Об этом немедленно должны уведомляться законные представители несовершеннолетнего. Несовершеннолетние в случае задержания должны содержаться отдельно от взрослых лиц. По истечении трёх часов должны отпустить, но если несовершеннолетний прибыл в состоянии опьянения – три часа отсчитываются с момента вытрезвления.
Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение.
В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел - Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.
За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних.
Информация предоставлена прокуратурой города Тольятти
Что будет за ложное сообщение об акте терроризма?
Данный вопрос особенно актуален сейчас в период сдачи школьных экзаменов. Не секрет, что школьники, не осознавая тяжести юридических последствий такого шага, могут совершать необдуманные поступки.
За ложное сообщение о минировании учебного заведения действующим уголовным законодательством виновному лицу грозит штраф в размере до 200 000 рублей вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет. Эти требования закреплены в ст. 207 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что уголовная ответственность наступает с 14 лет, за такие «телефонные звонки» ответят родители либо законные представители (опекуны, попечители).
Родители в данном случае несут ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, которая предусмотрена . ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Материалы рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних. Кроме того, к родителям в порядке гражданского судопроизводства могут быть предъявлены требования по возмещению ущерба, выразившегося в затратах на выезд спасательных служб, службы медицинской помощи, кинологов.
Самих подростков поставят на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних полиции, данное обстоятельство может быть отражено в характеристике по окончании учебного заведения.
Не следует полагать, что «авторов» подобных звонков нельзя выявить. С учетом имеющихся технических возможностей органов полиции, личности указанных нарушителей эффективно устанавливаются с дальнейшим привлечением их к уголовной ответственности.
Так, на телефон единой дежурно-диспетчерской службы № 112 в апреле текущего года в 22.50 от неизвестного гражданина поступило сообщение о том, что в одном из домов Автозаводского района г. Тольятти по ул. Автостроителей, готовится террористический акт. В ходе выезда оперативными службами города каких-либо взрывных веществ либо устройств не обнаружено.
Сотрудниками полиции оперативно установлен гражданин, заведомо ложно сообщивший об акте терроризма. Им оказался пенсионер, проживающий в «заминированном» доме.
По данному факту отделом дознания Отдела полиции № 22 У МВД России по г. Тольятти возбуждено уголовное дело по ст. 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма», которое в настоящее время расследуется.
Общественная опасность заведомо ложного сообщения об акте терроризма состоит в нарушении нормального ритма жизни граждан, создании паники и ложных слухов, привлечении сил и средств правоохранительных органов и экстренных служб на ложную угрозу о терроризме.
Информация предоставлена прокуратурой города Тольятти
Ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма является преступлением, предусмотренным ст. 207 Уголовного кодекса РФ и относится к категории преступлений против общественной безопасности.
К заведомо ложным сообщениям об акте терроризма относятся сообщения о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. При этом данные сведения являются заведомо ложными, то есть не соответствующими действительности, вымышленными, надуманными.
Таким образом, даже телефонный звонок с ложным сообщением о заложенном в торговом центре или образовательном учреждении взрывном устройстве является не безобидной шалостью, а уголовно наказуемым деянием, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность и наказание до 3 лет лишения свободы, а в случае если преступлением причинен крупный ущерб или наступили иные тяжкие последствия – до 5 лет лишения свободы.
Прокуратура Автозаводского района г.Тольятти разъясняет:
Защита трудовых прав граждан остается одним из приоритетных направлений правовой политики РФ. Защита трудовых прав граждан - это конституционная обязанность государства и предмет надзорной деятельности органов прокуратуры. Главным способом защиты трудовых прав выступает судебная защита. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов являются:
- государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, который осуществляют органы федеральной инспекции труда;
- защита трудовых прав работников профессиональными союзами;
- самозащита работниками трудовых прав; в соответствии с ч.2 ст. 45 Конституции «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»;
При рассмотрении спора в суде сторонами являются работник и работодатель. Представители прокуратуры участвуют в рассмотрении трудовых спорах в судах в силу требований ч.3 ст. 45 ГПК РФ только в том случае, когда перед судом поставлен вопрос о восстановлении гражданина на работе либо о возмещении вреда здоровью работника, причиненного повреждением здоровья в период работы на производстве.
Прокуратура Автозаводского района г.Тольятти разъясняет:
ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ предусмотрена уголовная ответственность.
Преступления, связанные с нарушением правил обращения с оружием и иными общеопасными веществами и предметами, образуют группы преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, ответственность за которые предусмотрена главой 24 Уголовного кодекса Российской Федерации.
К данной группе преступлений относятся: незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов (ст.222 УК РФ); незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст.222.1 УК РФ); незаконное изготовление оружия (ст.223 УК РФ); незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконное изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств (ст. 223.1 УК РФ); небрежное хранение огнестрельного оружия (ст.224 УК РФ); ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.225 УК РФ); хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226 УК РФ); контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которое могут использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст.226.1 УК РФ).
Общественная опасность таких преступлений выражается в том, что нарушается установленный порядок оборота оружия, создаются условия для совершения других тяжких преступлений.
Прокуратура Автозаводского района г. Тольятти разъясняет:
«Что такое Комиссии по делам несовершеннолетних?».
Одной из форм борьбы с правонарушениями несовершеннолетних лиц является действие комиссии по делам несовершеннолетних.
Главное направление деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних - профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности, выявление, постановка на учет, принятие мер к устройству несовершеннолетних, оставшихся без родителей или имеющих родителей, которые не обеспечивают надлежащих условий для воспитания детей, и иных лиц, не достигших 18 лет и нуждающихся в социальной помощи.
В результате своей деятельности Комиссия по делам несовершеннолетних выносит Постановления.
В соответствии с законодательством об образовании и труде отчисление (исключение, увольнение) несовершеннолетних из учебных заведений производится только с согласия Комиссии по делам несовершеннолетних.
Кроме этого районные (городские) Комиссии имеют право проверять условия содержания и воспитания несовершеннолетних в образовательных учреждениях, как ведется воспитательная работа по месту работы или учебы несовершеннолетних, проводить личный прием, рассматривать жалобы и заявления, знакомиться с делами несовершеннолетних и т.д.
После рассмотрения дела об административном правонарушении Комиссия по делам несовершеннолетних выносит по данному делу постановление, в котором излагаются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также указываются нормативные акты, предусматривающие ответственность за данное административное правонарушение и принятое по делу решение.
В качестве наказания совершение административных правонарушений Комиссия имеет право применить к несовершеннолетним, их родителям или лицам, их заменяющим, такие меры административного взыскания, как предупреждение, штраф, конфискацию предмета.
Кроме этого Комиссия, рассматривающая дело об административном правонарушении, после установлении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, имеет право внести в соответствующее предприятие, учреждение, организацию и/или должностному лицу предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Организации и лица, получившие такое предписание, обязаны в течение месяца со дня поступления предложения сообщить о принятых ими мерах.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Комиссией, может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим в администрацию района или города или в районный суд в течение 10 дней со дня вынесения постановления.
Комиссии по делам несовершеннолетних также рассматривают и общественно опасные деяния, совершенные лицами, не достигшими возраста, с достижением которого несовершеннолетний может привлекаться к уголовной ответственности. К данным лицам применяются такие меры воздействия, как обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, обязанность возместить материальный ущерб, штраф, передача под надзор родителей, помещение несовершеннолетнего в специальное учебное заведение, и ряд других.
(ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних")
Прокуратура Автозаводского района г. Тольятти разъясняет:
«Вопросы, разрешаемые Комиссией по делам несовершеннолетних».
Одной из форм борьбы с правонарушениями несовершеннолетних лиц является действие комиссии по делам несовершеннолетних.
Главное направление деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних - профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности, выявление, постановка на учет, принятие мер к устройству несовершеннолетних, оставшихся без родителей или имеющих родителей, которые не обеспечивают надлежащих условий для воспитания детей, и иных лиц, не достигших 18 лет и нуждающихся в социальной помощи.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
3) рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
4) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.
(ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних")
Прокуратура Автозаводского района г. Тольятти разъясняет:
«Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей».
Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей могут быть открытого и закрытого типа.
Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.
«Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа»
Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей;
2) организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;
3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:
1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
2) достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
3) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.
«Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа».
Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа являются:
1) постановление судьи 2) приговор суда
В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, помещаются отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья или несовершеннолетних, имеющих заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях.
«Категории несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа».
Категории несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.
Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае необходимости дальнейшего применения этой меры воздействия к несовершеннолетнему осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании мотивированного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения, внесенного не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не может превышать трех лет.
В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, либо по достижении несовершеннолетним возраста восемнадцати лет осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения только на основании ходатайства несовершеннолетнего.
«Досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа».
Досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае, если по заключению психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия или у него выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, либо его перевод в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании мотивированного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения либо на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей при наличии заключения администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения.
Мотивированное представление администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав либо ходатайство несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей о досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа может быть направлено в суд по месту нахождения учреждения по истечении не менее шести месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в указанное учреждение.
В случае отказа суда в досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа повторное представление либо ходатайство может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
В случаях самовольного ухода несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, невозвращения его в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в указанном учреждении суд по месту нахождения специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа на основании представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается в день истечения установленного судом срока его пребывания в указанном учреждении.
В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях.
(ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних")
Ответственность родителей и опекунов за ненадлежащее содержание и воспитание детей
Конституцией Российской Федерации установлено, что забота о детях, их воспитание есть равные право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).
В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечить им получение основного общего образования, а также защищать права и интересы своих детей. Все эти обязанности закреплены в статья 64 и 65 Семейного кодекса РФ.
Ответственность за воспитание и развитие детей общая и обязательная для обоих родителей, где бы они ни находились. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за воспитание и развитие детей.
Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребенка.
Под неисполнением родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей понимается систематичность противоправных действий (бездействия), осуществляемых в течение продолжительного времени; данный проступок относится к длящемуся административному правонарушению.
Отсутствие родительской заботы, нормального микроклимата в семье, непредоставление родителями надлежащего материального обеспечения детям, отсутствие контроля за их поведением может служить основанием совершения подростком антиобщественного поступка. Административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, по данной статье имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение подростками правонарушений, а в связи с ними.
Семьи, в которых дети не имеют необходимого для нормального роста и развития, предоставлены сами себе или подвержены насилию со стороны родителей не должны оставаться без внимания органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Оказать посильную помощь в выявлении таких семей может каждый неравнодушный гражданин. О ставших известными фактах нарушения прав детей следует сообщать участковому уполномоченному милиции или в отделение милиции либо проинформировать местную администрацию о том, что есть дети нуждающиеся в защите и помощи государства.
Протоколы об административных правонарушениях по ст.5.35 КоАП РФ составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции), а также члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Образование: право или обязанность?
Образование: право или обязанность?
Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на образование, государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Вместе с тем, данная же статья устанавливает обязанность получить основное общее образование, а для родителей (законных представителей) установлена обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования.
Аналогичные положения установлены Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Таким образом, Конституция и законы России с одной стороны устанавливают право каждого гражданина получить дошкольное, основное общее, среднее профессиональное образование бесплатно, а каждую из ступеней высшего образования - бесплатно один раз. С другой стороны получение основного общего образования (окончание школьного образования) является как обязанностью несовершеннолетнего, так и обязанностью родителей способствовать и принимать все необходимые меры с целью получения детьми образования.
За неисполнение родителями обязанности по обучению своих несовершеннолетних детей установлена административная ответственность по статье 5.35 Кодекса об административных правонарушения РФ.
Как можно бороться с поборами в школах
По материалам прокуратуры Самарской области
«Как можно бороться с поборами в школах»
«Все основные предметы, входящие в школьную программу, должны преподаваться за счёт государства, и взимание платы недопустимо».
Президент России В.В. Путин
Нередко у родителей возникают сомнения по поводу «бесплатности» образования, гарантируемого российским законодательством.
Деньги в школе собирают на всё: на охрану, на учебники, на рабочие тетради и другие пособия, на экскурсии, кино и другие мероприятия, на оплату дополнительных платных курсов, на питание, а заодно и на подарки учителям, классному руководителю, на ремонт, на шторы, на мебель, на компьютеры, на скоростной интернет и т.д., и т.д.
Что же здесь законно, а что нет?
Образовательное учреждение получает финансовое обеспечение из нескольких источников:
• бюджет Самарской области: зарплата педагогам, средства на модернизацию, обеспечение учебниками, учебными пособиями и оборудованием;
• муниципальный бюджет: на ремонт и содержание ОУ;
• собственные средства образовательного учреждения (кроме казенных ОУ): доходы от платных услуг, от сдачи в аренду помещений и имущества, средства спонсоров и благотворителей, из других источников, не противоречащих действующему законодательству. Этими средствами школа распоряжается самостоятельно.
Если же директор школы объявляет о вступительном взносе, пусть даже и устами родителей, на ремонт класса или приобретение оборудования, учебников, заявляя, что денег ему не дали, то здесь следует иметь ввиду, что для обеспечения школы теми или иными ресурсами, директор должен сформировать соответствующую заявку в вышестоящие органы образования.
На плечи родителей указанные проблемы перекладываться не должны.
Что же касается расходов на другие цели (на экскурсии, кино и другие мероприятия, на оплату дополнительных платных курсов, на питание), то это осуществляется действительно за счет средств родителей.
Услуги эти предоставляются на добровольной основе: есть средства - пользуйся, нет - никто тебя не заставит. Вменять в обязанность пользоваться ими незаконно, под каким бы соусом это ни подавалось.
Касательно сбора средств на пресловутые «евроремонт», «тренажеры» и прочее, следует отметить, что если кто-то из родителей хочет, чтобы это всё было, то пусть покупает на свои средства и дарит с соответствующим оформлением, как и подарки любимой учительнице. Никто это не запрещает, а вот понуждать к этому других родителей - незаконно.
В таких случаях наберитесь мужества сказать «Нет» этим бойким родителям, и не бойтесь того, «что скажет Наталья Алексеевна».
Образовательное учреждение вправе оказывать следующий перечень образовательных и развивающих услуг ПЛАТНО:
• изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
• репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;
• различные курсы: - по подготовке к поступлению в учебное заведение, - по изучению иностранных языков,
- повышения квалификации,
- по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография);
• различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино - видео - радиолюбительскому делу, кройки и шитья, вязанию, домоводству, танцам и.т.д.;
• создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т.д., то есть, всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;
• создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
• создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение);
• создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т.д.).
к ПЛАТНЫМ услугам НЕ МОГУТ относиться:
• дополнительные занятия с неуспевающими;
• снижение установленной наполняемости групп (классов), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;
• реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;
• факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.
Ответственность за организацию и качество платных образовательных услуг в образовательном учреждении несет его руководитель. В случае нарушения законодательства руководитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, управление образования вправе приостановить или запретить оказание платных образовательных услуг.
По каждому виду платных дополнительных услуг должны быть разработаны и утверждены образовательная программа и учебные планы. При этом количество часов, предлагаемых в качестве дополнительной образовательной услуги, должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям потребителя.
Предоставление платных образовательных услуг оформляется договором с потребителями. Оплата образовательных услуг производится либо в образовательном учреждении, либо в отделениях банка, в т.ч. и по безналичному расчету. Образовательное учреждение, оказывающее платные услуги, обязано довести до потребителя всю необходимую информацию.
Уважаемые родители!
Если вы хотите всерьёз решить эту проблему, то создайте из числа неравнодушных, как и вы родителей, инициативную группу и действуйте активно, используя органы школьного самоуправления. Одиночка обречён на неудачу. Общественный контроль - вот Ваше оружие.
Законодательство на Вашей стороне.
В случае, если Вас принуждают к «добровольным взносам» Вы можете обратиться за защитой своих прав в органы прокуратуры, министерство образования, а также органы местного самоуправления, по указанным ниже телефонам.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Прокуратура Самарской области |
443010, г. Самара, ул. Чапаевская, 151, |
адрес эл. почты: prok@samtel.ru |
Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Начальник отдела Курьянов Сергей Васильевич |
|
(846) 332-83-58 часы приема: каждый понедельник с 14 до 17 часов |
Прокуратура г. Тольятти |
445037, г. Тольятти, ул. Юбилейная, 31з |
34-34-82 часы приема: с понедельника до четверга с 09 до 18 часов в пятницу с 09 часов до 16 часов 45 минут |
Прокурор Автозаводского района г. Тольятти Николаев Александр Александрович |
445037, г. Тольятти, ул. Юбилейная, 31а |
33-39-24, 33-39-28 часы приема: с понедельника до четверга с 09 до 18 часов в пятницу с 09 часов до 16 часов 45 минут |
Министерство образования и науки Самарской области: Департамент по надзору и контролю в сфере образования и информационной безопасности |
443099, г.Самара, ул.А.Толстого, 38/16
|
(846) 333-75-10, 333-7522 |
ПОРЯДОК ПОДАЧИ УВЕДОМЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУППЫ ДЕТЕЙ